Журнал "Управление компанией"

Защити себя сам


Как обеспечить экономическую безопасность своего бизнеса? Как защитить свою компанию от чересчур пристального внимания правоохранительных структур? Что делать, если пришли "люди в масках"? Эти вопросы неизбежно встают перед каждой российской компанией. Наш собеседник - вице-президент Охранно-детективной лиги "Август" Дмитрий Потапов ежедневно решает подобные проблемы своих клиентов и считает, что главное - не заниматься самодеятельностью, а доверить выстраивание системы безопасности профессионалам.

- Дмитрий Николаевич, как давно ваша компания работает на рынке? Каковы основные направления деятельности Лиги?
- Официальная презентация Охранно-детективной лиги <Август> прошла в мае 2003 г., но на самом деле у нас уже сложившаяся команда, мы работаем с 1997 г., просто раньше структура компании была другой. Большинство наших сотрудников - бывшие работники различных оперативных подразделений правоохранительных органов: уголовного розыска, ОБЭП. Начинали мы с частного охранного предприятия, затем была создана детективная компания, чтобы несколько расширить сферу услуг в области безопасности. У многих предприятий помимо проблем, связанных с охраной, возникали еще какие-то дополнительные вопросы, которые выходили за рамки деятельности ЧОПа, разрешенной законом, а детективное предприятие как раз и взяло на себя этот комплекс вопросов. Но жизнь показала, что и этого недостаточно, наше законодательство жестко ограничивает деятельность детективного агентства, поэтому была создана еще и консалтинговая структура, которая занимается изучением, анализом, сбором информации, консультационной деятельностью в сфере безопасности, в первую очередь экономической безопасности. Эти три компании стали основой Охранно-детективной лиги, которая стремится взять на себя максимально широкий спектр вопросов, связанных с безопасностью бизнеса в рамках действующего законодательства.
- Какие компании чаще всего становятся вашими клиентами?
- Как правило, это компании с большим числом персонала, с большим количеством партнеров, с большим товарооборотом, документооборотом, в первую очередь это торговые предприятия. Зачастую руководители компаний не задумываются о серьезной организации безопасности своего бизнеса, пока не происходит какое-то негативное событие. Компания сталкивается с недобросовестной конкуренцией на рынке, с необоснованными претензиями со стороны правоохранительных или проверяющих органов или проблемами внутри коллектива, потому что не выстроена никоим образом система внутренней безопасности, нет должного контроля за документооборотом, товарооборотом и т.п.
- Какие обязанности ложатся на ваших сотрудников при работе с той или иной компанией?
- Мы всегда стараемся заключать с компанией долгосрочный договор, на основании которого предстоит выстроить всю систему безопасности - от составления анкеты для соискателей при приеме на работу и проверки персонала, до проверки потенциальных клиентов, работы с уже имеющимися клиентами компании. Это важный аспект нашей работы, зачастую нашими клиентами становятся компании, работа которых связана с выдачей товарных или денежных кредитов, к сожалению, не все партнеры оказываются добросовестными, нам приходилось сталкиваться с разными формами мошенничества. Поскольку негативное событие проще предупредить, чем разрешить, мы большое внимание уделяем профилактике, нами разработан определенный пакет документов, которые компании должны предоставить для получения кредита. Наш сотрудник выезжает на место, знакомится с руководством компании-заемщика, с контактными лицами, смотрит на месте, действительно ли компания имеет все условия для своей деятельности. Если она берет большую партию товара, есть ли складские помещения, условия реализации, рынок сбыта, реальная ли это компания.
Зачастую руководители компаний не понимают, что такие вопросы не в компетенции руководителя компании, начальника отдела или тем более менеджера по сбыту или привлечению клиентов. Как правило, внутри компании мотивация строится на различных бонусах и премиях за количество заключенных договоров, поэтому сотрудникам главное - продать услугу, они не смотрят, кому ее продают, результат в таких случаях предсказуем. Чтобы этого не случилось, все договоры надо отслеживать, и заниматься этим должен специалист. В результате такой работы накапливается информация о недобросовестных компаниях, рынок хоть и достаточно широк, но основные игроки в каждом сегменте рынка известны, со временем становится ясно, как и с кем работать, кому можно доверять, а кому нельзя. Для руководителя это важная информация, опираясь на которую, можно выстраивать бизнес правильным образом.
- А если у кого-то из ваших клиентов возникают личные проблемы?
- При необходимости мы стараемся охватить и личные проблемы персонала компании-клиента. Может быть, это несколько выходит за рамки нашей деятельности, обозначенной в договоре, но, помогая решить какие-то вопросы руководителю компании, мы думаем и о компании, потому что любые происшествия или заботы могут выбить из колеи, отвлекают от основного дела.
У нас в офисе круглосуточно находится дежурный, готовый в любое время суток принять звонок клиента, постоянно дежурит группа немедленного реагирования, которая готова выехать для решения какой-то внештатной ситуации.
- Как складываются взаимоотношения с правоохранительными органами, с бывшими коллегами?
- Мы постоянно взаимодействуем с правоохранительными органами.
К примеру, в случае хищений внутри компании без сотрудничества с правоохранительными органами не обой-тись. Выявлением фактов таких хищений занимается наш сотрудник, он общается с сотрудниками, в компании проводятся внутренний аудит и другие меры. Когда по эпизоду хищения набирается определенная фактура, подтвержденная документально, можно уже подключать правоохранительные органы. Таким образом, возмещаются убытки компании, виновные привлекаются к уголовной ответственности, что служит лучшим примером для других сотрудников. В итоге результат положительный и для них, и для нас. Задачи у нас одни и те же, поэтому мы никоим образом с ними не конфликтуем.
- Каким образом складывается цена ваших услуг?
- Стоимость услуг на рынке охраны уже давно сформировалась и не вызывает вопросов, а вот что касается консалтинговых услуг, то их цена зависит от того, какие вопросы ставит перед нами клиент.
- Насколько сильна конкуренция на рынке услуг, которые оказывает ваша Лига?
- Конкуренты, наверное, есть, но я бы не сказал, что мы от этого испытываем какое-то беспокойство. Рынок очень большой, и если рынок охранных структур перенасыщен, то наша консалтинговая структура даже помогает завоевывать позиции на рынке охранных услуг. Даже если клиент сначала обращается в нашу консалтинговую компанию за консультациями, чаще всего потом он заключает договор и с нашим охранным предприятием. Мы, как правило, берем на себя весь комплекс услуг по обеспечению безопасности. То есть скажем так: наши работники все-таки скорее консультанты, аналитики, которые выстраивают общую концепцию безопасности, а охрана - это уже одна из ячеек. Хотя не все клиенты сразу к этому приходят.
- Сейчас нередки случаи, когда на предприятиях внезапно появляются сотрудники правоохранительных органов. Как себя вести в таких случаях? Что вы советуете клиенту?
- Ни в коем случае не паниковать и постараться понять, почему правоохранительные органы оказались именно у вас. На наш взгляд, необходимо, чтобы каждый сотрудник, который занимает более или менее значимый пост понимал, что в такой ситуации следует делать. Это необязательно сводить до инструкций, но внутри компании необходимо провести несколько совещаний на эту тему, на которых сотрудник безопасности дал бы рекомендации, как себя вести при возникновении подобных ситуаций. Если это плановая проверка, что не редкость, в этом случае надо постараться обеспечить условия для работы проверяющих сотрудников, чтобы они могли осуществлять свою работу и в то же время не мешать деятельности компании, предоставить необходимые им документы, организовать встречу с нужными сотрудниками и т.д. Этим должен заниматься сотрудник безопасности.
Другое дело, когда правоохранительные органы появляются без каких-то объективных причин. Что надо делать? Надо всегда быть к этому готовым. Как правило, действия правоохранительных органов достаточно однотипны. Они хотят побыстрее пообщаться с руководителем компании и главным бухгалтером, что, на мой взгляд, надо постараться оттянуть на какое-то определенное время, пока не будет полного понимания ситуации. Все общение должен взять на себя сотрудник безопасности, заместитель руководителя по безопасности. Чтобы понять, зачем они пришли, какие у них на то есть основания, есть ли соответствующие документы для этого, надо хорошо ориентироваться в законодательстве. К сожалению, пресловутая ст. 11 <Закона о милиции> дает право изымать любые документы. Получается, что законодательство создает сложности для компаний и благоприятные условия для действий различных силовых структур. Необходимо заранее определить набор документов, которые им можно предоставить в первую очередь, чтобы снять остроту момента. За это время сотрудники должны прийти в себя, и вести себя благоразумно. Нельзя проявлять агрессию. Главное же - помнить, что к таким ситуациям надо готовиться заранее, надо выстроить оптимальный для каждой компании документооборот, всячески ограничить свободный доступ к наиболее значимым документам. Документы, к которым нежелателен доступ посторонних лиц, должны храниться в недоступном месте.
- Какие предприятия могут подвергнуться силовым акциям со стороны правоохранительных структур? Какие шаги предприятий привлекают особое внимание и могут привести к так называемым <маскам-шоу>?
- Давайте для начала разберемся, что такое <маски-шоу>. В общепринятом понимании это силовые акции с участием подразделений ОМОНа, паспортно-визовых служб, таможенников, налоговиков. Это в большей степени все-таки характерно для мест массового скопления предприятий мелкого, реже - среднего бизнеса и частных предпринимателей - рынки, торговые центры и т.д. На отдельно взятом предприятии <маски-шоу> - скорее явление крайне редкое, связанное чаще с исполнением каких-то судебных решений. Либо же жертвами становятся крупные предприниматели, это как раз те случаи, которые нам показывает телевидение, что связано с тем, что без силовой акции на эти предприятия попасть нельзя, у них свои мощные службы безопасности и охрана.
Что касается тех случаев, когда с помощью силовых структур пытаются решать споры между собственниками и другие внутренние вопросы, то это происходит не по инициативе правоохранительных органов. Раньше такие вопросы решали иначе, в начале 90-х гг. людей взрывали, убивали, сейчас такие методы применяются гораздо реже.
- Если компания считает, что действия правоохранительных органов неправомерны, стоит ли подавать в суд, или это все равно бессмысленно?
- В суд обращаться надо и выиграть его вполне реально. Мне такие случаи известны, как правило, они связаны с работой налоговых органов, с незаконным наложением штрафов и санкций и подразумевают материальные затраты компаний. Здесь разумно и реально бороться в судебных инстанциях, доказывать свою правоту. Это нужно делать обязательно, чтобы не создавать прецедентов беззакония и безнаказанности, от которых мы сами потом страдаем.
- Каким вы видите дальнейшее развитие компании?
- Как и любая другая компания, мы ведем работу по поиску новых клиентов, сохранению уже имеющихся, улучшению качества предоставляемых услуг, укреплению нашего положения на рынке. Надеемся, что деятельность нашей компании будет развиваться с развитием всего бизнеса в России.